Система отопления с байпасом для частного дома

Система отопления с байпасом

БАЙПАС — обвод, параллельный прямому

Для тех, кто живет в своем доме, актуален вопрос качественного отопления. Современный подход к решению этой проблемы предусматривает установку циркуляционного насоса. Он обеспечивает равномерное распределение тепла по всем радиаторам и создает условия для экономии топлива. Но работает он от электричества. А если с этим постоянно возникают перебои, то и вся польза от насоса сводится к нулю. Что делать? Выход один — установить байпас в системе отопления.

Что такое байпас, и где он располагается?

Байпасом называют участок теплотрассы, который идет параллельно основной магистрали и соединяется с ней двумя концами. Для этого используют трубу такого же диаметра, в которую вмонтируют циркуляционный насос.

Для насоса важно размещение внутри самой отопительной системы. Единственное условие, которое должно выполняться беспрекословно — это установка прибора на обратной магистрали.

Почему? Дело в том, что в состав насоса входят резиновые манжеты, уплотнители и кольца, которые под действием высоких температур могут потерять свои технические качества. Проще говоря, через несколько месяцев эксплуатации насоса он начнет подтекать со всех стыков и соединений. А на обратке температура теплоносителя низкая, поэтому ее влияние в разы меньше.

Возвращаемся к магистрали теплопровода. Теплоноситель по возможности должен проходить по прямолинейным участкам. Чем больше всевозможных фитингов в системе отопления, тем менее эффективно она работает. Это закон.

Теперь обратимся к такой ситуации, когда насос установлен на прямолинейном участке, а теплоноситель должен проходить естественным путем через байпас. В этом случае ему придется преодолеть два отвода и вентиль (задвижку), который отсекает байпас от магистрали. Для горячей воды сразу 3 препятствия на небольшом участке — это уж слишком. Циркуляция будет медленной, а значит, эффективность работы системы резко упадет.

Итак, решено — циркуляционный насос всегда нужно монтировать на участке байпаса. Что для этого необходимо из расходных материалов и запорной арматуры?

Расходные материалы

Ключевой вопрос — это подбор вентилей. Они бывают двух видов:

  1. С подвижным штоком.
  2. Краны шаровые.

Первые отличаются высоким показателем ремонтопригодности. Это означает, что если вдруг неожиданно потек сальник, или плохо перекрывается теплоноситель, то проблему решит простая замена уплотнителей.

Вентиль с подвижным штоком

Вентиль сильфонный

Но у данной конструкции есть достаточно большой минус — внутренний диаметр перекрытия (седло вентиля) практически в 2 раза меньше, чем диаметр трубы системы отопления. А это преграда для горячей воды, от которой резко снижается эффективность ее движения по магистралям. Поэтому такие краны в системе отопления, а тем более в системе байпаса, не используют.

Диаметр вентилей второго типа аналогичен диаметру трубы. Но такой кран не подлежит ремонту. К тому же, если им долго не пользоваться, он прикипает, и сдвинуть его будет сложно или вообще невозможно.

Так какой же выход из создавшегося положения?

  1. Первый — установить штоковые вентили двойного диаметра.
  2. Второй — использовать шаровые краны, периодически их открывая и закрывая.

Совет! Не скупитесь на приобретение запорной арматуры, покупайте ее от брендовых производителей, которые гарантируют высокое качество изделий.

Запорная арматура для основной линии

Виды запорной арматуры

Запорная арматура. Краны, задвижки, заслонки, клапаны.

С байпасом все проще. Сложнее будет с основной магистралью, параллельно которой он располагается. Здесь необходимо установить несколько видов запорной арматуры, которая контролирует качество и напор теплоносителя.

Прежде всего, на данном участке нужно вмонтировать запорное устройство. Это может быть вентиль или обратный клапан. Клапан лучше, потому что он работает без участия человека.

Если основную магистраль не перекрыть, то теплоноситель, который от насоса подается в систему под давлением, начнет двигаться по малому замкнутому кругу. То есть, через байпас по основной магистрали и опять в байпас. Чтобы этого не произошло, необходимо основную магистраль, когда работает циркуляционный насос, перекрывать. Если установлен вентиль, вам придется закрывать его вручную. А если обратный клапан, то он автоматически под действием давления воды перекроет магистраль сам.

Однако по надежности клапан уступает вентилю. Его внутренние поверхности быстро выходят из строя, если в теплоносителе есть абразивные частицы в виде ржавчины или песка.

Как быстро заменить байпасный участок или детали, вышедшие из строя? Некоторые мастера делают ошибку, когда собирают магистраль на сварке. Лучше, если этот участок будет собран на резьбовых съемных деталях. В идеале, если все это разбирается обычным разводным ключом.

Поэтому совет — использовать для установки циркуляционного насоса специальные гайки-американки. Это будет самое правильное решение.

Короче говоря, необходимо байпас и основную магистраль устраивать таким образом, чтобы не было трудностей с демонтажем ни насоса, ни запорной арматуры.

Защитная арматура

Автоматическая защита оборудования

Защитная арматура

Очень часто в байпас перед циркуляционным насосом устанавливают механический фильтр, который задерживает примеси. Это хорошее устройство, которое легко очищается без снятия его из системы. Но ставить его нужно только в трех случаях:

  • Наличие жесткой воды внутри отопительной системы.
  • Если система эксплуатируется без очистки в течение нескольких лет.
  • Если хотите, чтобы насос работал долго и без проблем.

Самое важное, что такой фильтр может быть установлен только на горизонтальном участке.

Заключение по теме

Итак, байпас как элемент отопительной системы частного дома является одним из важных участков. Поэтому при монтаже отопления ему необходимо уделить пристальное внимание. Не стоит пренебрегать нашими рекомендациями — они вам помогут и при выборе необходимой запорной арматуры, и при проведении монтажных работ.

Похожие записи
Комментарии и отзывы к материалу